Конец земной жизни

sximonaxinya-zinoviyaazarevich

30 марта 2015 года преставилась ко Господу схимонахиня Зиновия (Азаревич).

Схимонахиня Зиновия (в миру Зинаида Андреевна Азаревич) родилась в 1922 году в деревне Косаги (ныне в составе деревни Казимирово Жлобинского района), в глубоко верующей крестьянской семье. В 30-х годах семья была раскулачена и отправлена в ссылку. Но, милостью Божией, вскоре Азаревичам удалось вернуться на родную землю. Ссылка подорвала здоровье главы семьи – Андрея Азаревича и вскоре по возвращении он скончался. Но ни ссылки, ни лишения, ни гонения, устроенные безбожниками, ни тяжелые годы Великой Отечественной войны, ни послевоенная разруха не смогли поколебать крепкой веры, которая была в сердцах Марии Васильевны Азаревич (в постриге монахини Марфы) и ее дочери Зинаиды (ныне — схимонахини Зиновии). Мать будущей схимонахини — Мария Васильевна прожила долгую жизнь, умерла в 1991 году, когда ей исполнилось сто восемь лет. Была известна односельчанам и жителям окрестных деревень кротким нравом и благочестивой жизнью. Многие приходили к ней за молитвенной помощью и утешением. В годы гонений дом Азаревичей стал неугасимой лампадой в которой по ночам совершались молитвы и собирались верующие для совместной молитвы, насыщаясь словом Божиим. Как вспоминает матушка Зиновия «… наглухо закрывались окна, завешивались одеялами и в пол голоса, мирским чином, совершался суточный круг Богослужения». Когда разоряли храм, то мать и дочь прятали иконы, золотой напрестольный крест и богослужебную утварь. К сожалению, НКВДисты узнали место (это было на деревенском кладбище) и раскопали «могилу» где находились святыни, все забрали…

Господь, испытующий сердца рабов Своих, сподобил мать и дочь в 40-х принять иночество от рук иеромонаха Анатолия, который служил в Чечерске (Анатолий Сазонович Иваненко; погиб в сталинских лагерях в 1947 году; о нем есть сведения в следственном деле № 15454-с УКГБ по Гомельской области). По воспоминаниям матушки Зиновии их путь пересекался с прпмч. Серафимом (Шахмуть), который в годы войны прошел практически всю Беларусь и практически в каждом городе и крупном селе совершал Богослужения и открывал храмы. Был он и на Жлобинщине.

Не смотря на все пережитое, монахиня Марфа (Мария Васильевна) Азаревич (10.05.1883 – 15.07.1991) отличалась крепким здоровьем, в том числе хорошим зрением, до самой смерти могла без очков всадить нитку в ушко иголки, сохраняла светлый ум и постоянно пребывала в молитве. Она же еще с детства и приучила свою дочь к монашескому образу жизни. Когда преставилась — отпевал ее настоятель Свято-Троицкого храма г. Жлобина протоиерей Константин Монько (1923 – 2001).

Иночество матушка Зиновия тайно приняла в 1946 году, а постриг в мантию – в 1951 году, от иеромонаха Саввы (Остапенко) (в последствии известный всей православной России схиигумен Савва из Псково-Печерского монастыря). После войны в родительском доме матушки Зиновии, в Косагах, собирались верующие, тайно молились. По приглашению верующих, матушки ходили по домам, молились об усопших, крестили мирским чином, если было невозможно покрестить ребенка. Продолжалось это более 20 лет. «Очень гоняли нас, – вспоминает матушка, – устраивали облавы, били камнями окна… Одна женщина когда ночью шла к нам на молитву увидела Пресвятую Богородицу над нашим домом, благословляющую его». Когда была возможность матушка Зиновия много паломничала. Была на Новом Афоне (Абхазия), у Глинских старцев, подвизавшихся под омофором Святителя Зиновия (Мажуги) в Свято-Троице-Сергиевой лавре, других святых местах и, многократно, у своего духовника — в Псково-Печерском монастыре.

Последние годы уже никуда не ездила. Была очень рада когда открылся монастырь в Казимирове.

Удивительно, матушка прожила 68 лет монашеской жизни! Трудно себе представить. Не каждого Господь сподобляет прожить столько лет, но, как сказано в Господом Евангелии, Церковь будет пребывать до скончания века, а в Церкви будут и тайные подвижники благочестия и святые. Но все зависит от того какие конкретные цели ставит перед собой человек.

Цель монашеской жизни, по словам прп. Варсонофия Оптинского – это поиски Бога. И Сам Господь обязательно поможет в этих поисках. Старец показывал это на примере: «Вот идет инок своим путем по тропинке, ведущей среди обрывов и скал, идет и приходит к обрыву по острым камням. Подходит к самому краю, и далее нет дороги. Под ногами обрыв… И вот Господь говорит: „Не бойся, будь тверд. Я помогу». И посылает Ангела Своего. Ангел берет за руку трепещущего инока… Весь трепеща бросается инок через бездну и, благодарение Богу, невредимо стоит на камне… И так далее, все ближе и ближе к Престолу Славы Царя Небесного. Вот каков путь инока. И с Божией помощью его проходят многие легко, ибо иго Его благо, и бремя легко есть».

Есть два монашества: внешнее и внутреннее, – поучал Старец, – внешнее, так называемое, „клобуковое» монашество, приобрести легко, но трудно сделаться внутренним монахом. Но внешнее монашество тоже имеет немаловажное значение, подчеркивал Преподобный: «Мантия и схима имеют то великое значение, что принимающему их дается и благодать жить по-монашески, дается благодать исполнять монашеские обеты. Здесь мантия и схима похожи на оружие, которое дается воину, когда он идет на брань… В этом смысле мантия и схима имеют великую силу и значение». «Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя… Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни паши – ничего не вырастишь, если не посеешь». Инструментом в поисках Бога является молитва Иисусова, без молитвы, утверждал Старец, ни одна душа не выдержит: «Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено – молитва Иисусова. Молитва Иисусова освящает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений»

10 февраля, по благословению Преосвященнейшего Стефана, Епископа Гомельского и Жлобинского, настоятель прихода храма св. мч. Иоанна Воина, г. Жлобина иеромонах Кронид (Печевистый) совершил постриг монахини Зиновии (Азаревич) в Великую схиму с наречением имени в честь священномученика Зиновия Евстафьевича Сутормина (1864 – 1920) пресвитера. Память 10 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и новомучеников и исповедников Казахстанских.

 

Комментирование запрещено